?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Обитель" Прилепина

750 страниц за два дня… Вы же понимаете, что я не могла об этом не написать?
Роман читается на одном дыхании.
Но книга сильна не только сюжетом, не только лагерной темой.
В центре романа – Артём Горяинов, человек далеко не идеальный: он способен на трусость, мстительность, злую иронию; многие поступки его отнюдь не добродетельны; погружаясь на самое дно, он лишается способности сострадать («Человек человеку – балан»). Артём – не жертва доноса, он осуждён не за убеждения или необдуманно сказанное слово. Он отбывает срок за убийство отца.
Обида на отца кажется неотделимой от обиды на Бога. Обожание и ненависть, нежелание думать, вспоминать – и непрерывный диалог. Стремление отвергнуть, отринуть, отрицать - и горечь вины.
Мотив вины – всеобщей, экзистенциальной - заимствован Прилепиным из литературной традиции 20 века. Нет невиновных, каждому есть за что каяться, но лучше о своей вине молчать, не вспоминать о ней, а то «душа надорвётся».
Особенно сильными показались несколько сцен, как раз таких, где «надрывается» душа. Одна из них – сцена покаяния в церкви на Секирке. Колокольчик, несущий весть о смерти, доведённые до исступления грешники, уродливые гады, которые лезут отовсюду, подгнившие рыбины, сыплющиеся из живота Артёма, - вот где он, пресловутый босховский размах.
Другая – предшествующая ей: малец с голубиными лапками, голосящий «Кулёшика, ам!», снова – колокольчик, чекист, который не может разобрать фамилию на листке, молитва Василия Петровича, идущего на расстрел.
Вслед за классиками мировой литературы Прилепин показывает, что ад – внутри самого человека, внутри каждого человека. Не надо думать, что зло совершают какие-то плохие люди, что оно разлито где-то вовне. «Каждый человек носит на дне своём немного ада: пошевелите кочергой – повалит смрадный дым».
Прилепин – мастер гротеска. Пиры в лагере: палец с грязным ногтем придерживает белый, разнежившийся лепесток шпика, разговоры о символистах и каторжный труд, поэт – карточный шулер, два лица Василия Петровича, Осип, собирающийся жить в тюрьме с мамой, и Артём, для которого мысль о встрече с матерью мучительна, Христос, раскачивающийся словно на качелях в гробовой тьме, – на каждой странице находится подтверждение однажды прозвучавшей фразе о том, какое странное место – Соловки. Картины вывернутой наизнанку реальности, а также портреты юродствующих и близких к сумасшествию людей получаются у Прилепина по-настоящему яркими.
В романе много в хорошем смысле «узнаваемых» эпизодов, таких, которые делают книгу Прилепина частью литературной традиции. Диалоги героев – о добре и зле, о Боге, об истории, о литературе – напоминают философские споры героев Толстого, Шолохова, Пастернака. Символические сны героя («Самые важные вещи понимаются на пороге сна») порой трудно отделимы от напоминающей страшный сон яви. Есть и образ привлекательного злодея – Эйхманис, и тема любви к человеку, облеченному властью, сильному, харизматичному. Восхищение перед ним, пусть и невольное. Тайное желание понравиться ему, поговорить с ним, объясниться, быть услышанным, понятым.
Тот случай, когда, чем привлекательнее, тем страшнее.
Страшно сильная книга.

Tags:

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
razbol
Jun. 29th, 2017 06:45 am (UTC)
Если книга хорошая, зачем о ней так убого писать?
( 1 comment — Leave a comment )